Библия - самом читаемая и самая издаваемая в мире книга. Ее сюжеты - от сотворения мира до распятия, Иисуса Христа и деяний апостолов - вдохновляли и будут вдохновлять писателей, художников, скульпторов, композиторов на создание гениальных произведений. О Священном писании святой Иоанн Златоуст сказал, что это духовная пища, которая украшает ум и делает душу сильною, твердою, умною. Библия включает в себя Ветхий завет и Новый завет.
Само по себе слово "библия" в переводе, с греческого языка значит - "книга, свиток". Самые старые пергаменты с еврейскими библейскими текстами относятся ко II-Iвекам до пашей эры и были обнаружена сравнительно недавно, в 1947 году, на побережье Мертвого моря.
Та часть Библии, в которой повествуется об Аврааме, Моисее и их следовании заповедям Бога, называется Ветхим заветом и состоит из Книг сказаний, Книг поучений и Книг пророков. Сказания же о союзе Бога с Иисусом получили название Нового завета, так как появились они в более позднее время.
Соответственно, в науке о мифах принято разделение на иудаистическую мифологию, зафиксированную в ветхозаветных текстах, и христианскую.
В энциклопедии "Мифы народов мира" о происхождении библейских ветхозаветных текстов говорится, что это суть возникшие "на протяжении более чем тысячелетия (от XIII-XII до II вв. до и. э.) и впитавшие в себя тексты самого разного характера (в том числе и фольклорного происхождения): мифы, древние народные предания, фрагменты хроник, исторические документы, законодательные памятники, ритуальные предписания, победные, свадебные и другие ритуальные песнопения, сочинения религиозно-философского характера и т.д., собранные и обработанные в религиозном духе еврейскими компиляторами в довольно поздний период" .
Значительная часть ветхозаветных тестов написана на еврейском языке или, как иногда говорят, па языке Ханаана. Именно в этой стране (которая потом стала называться Израилем, а затем - Палестиной) и появилось "Пятикнижие Моисея".
Называя Библию незыблемым каноном, следует помнить, что путь канонизации текстов был долгим и сложным - существовал палестинский канон (до Ездры) и александрийский (более обширный, который и стал затем основным).
По поводу самого смысла термина "канонизация" философ Г. Гече пишет: "Иудейская и христианская Библии не совпадают. Священное писание евреев сложилось до пашей эры на основе культов Древнего Израиля и Древней Иудеи, в то время как христианское учение возникло в эпоху разложения рабовладельческого строя. Иудеи не канонизировали книги, созданные в христианскую эпоху, в то время как христиане почитают написанные евреями книги за священное писание", "наиболее ранние по времени появления части Ветхого завета относятся к XIII веку до н. э. Они менялись вместе с формированием израильской религии и только в процессе канонизации застыли и превратились в неизменное и неприкосновенное откровение, из которого ничего нельзя изъять и к которому ничего нельзя добавить"'.
Ветхий завет традиционно делится на три части. Первая - "Пятикнижие Моисея", вторая - Книги пророков, третья - Книги писаний.
В первую часть входят Книги сказаний: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Во вторую - книги поучений: Иисуса Новина, Судей, Царств, Исайи, Иеремии, Иезекииля., Даниила и других пророков. В третью - книги пророков: Псалмы, притчи Соломона, плач Иеремии, книга Екклесиаста, книга Иова, Песнь Песней, книги Руфи, Есфири, Неемии, Ездры...
Библейские предания нельзя называть в прямом смысле слова мифами. Скорее это - именно предания и сказания, основанные на истории и многое дающие для понимания отношений, быта, генеалогии народа. Некоторые ветхозаветные тексты отражают в той или иной степени историческое события, происходившие еще в XVII веке до и. э. Позднее они были письменно оформлены на основе устных пересказов, в свою очередь, восходящих к XIII веку до н. э.
Но космогоническая тема здесь сходна с подобной темой в других мифологических системах - сотворение мира из хаоса, отделение суши от тверди; в мифах других народов мира можно найти аналогичные сюжеты о сотворении человека из глины, о древе добра и зла (параллель: древо познания, мировое древо), о всемирном потопе и т. д.
Священное писание в истории Израиля играло огромную роль. Несмотря на то, что век за веком тексты исправлялись и дополнялись, сознательно приспосабливались к господствующим на тот момент требованиям, они всегда не только почитались, но и воспринимались как именно закон.
Как известно, Библия начинается повествованием о сотворении мира,первой книгой Моисея, которая называется "Бытие" - "В начале сотворил Бог небо и землю". Поскольку вся первая часть Ветхого завета, состоящая и.ч пяти книг, связана с именем Моисея (как автора, так и действующего лица - например, Исх. 17:14; Нав. 1: 7-7; Откр. 7:5), она так и называется - "Пятикнижие Моисея", или Тора. Начало действительно можно назвать мифическим - сотворение мира, сотворение человека, грехопадение, потоп как пака заник за грехи, издание Богом из множества народов одного. Далее события приобретают легендарно-исторический характер - от описания рабства израильтян в Египте до странствований в пустыне. И, наконец, завершается. Пятикнижие Второзаконием, то есть повторением Закона (десяти заповедей) и смертью Моисея.
Исследователи считают, что начальная часть Библии не относится к самым древним текстам, поскольку здесь речь идет у же о едииобозкии.
Если Пятикнижие, совмещая в себе мифы и древнейшие сказания, дает представление о приходе израильтян в Ханаан, то следующая, часть может быть названа в известной мере исторической, ибо повествует о достаточно долгом (вплоть до римского завоевания) периоде жизни израильских племен. Хотя здесь необходимо уметь отличать факт, событие от их описания, иногда приукрашенного, мистического, основанного на собирательных образах.
Книги пророков - не только прорицания провидцев, которые изрекали от имениЯхве, по и учение о приходе мессии из колена Давидова, который а очередной раз спасет богоизбранный народ. Вера в приход мессии (по гречески - Христа) особенно усилилась в период римского завоевания и целой волны, восстаний в 1 веке до н. э. и в начале нашей эры. Таким образом возникло христианство, в период формирования которого появился Новый завет, состоящий из четырех Евангелий (в переводе с греческого евангелие - благая весть), Деяний святых апостолов, Посланий и Откровения Иоанна Богослова.
Все тексты Нового завета изначально были созданы на греческом языке. Наиболее важных рукописей почти пять тысяч. Кроме этого огромное значение имеют древние переводы Нового заветы - латинские, сирийские, европейские, готский, армянский, старославянский и другие, что дает возможность устаиовить время создания первых евангелий - это 80-е годы первого столетия пашей яры.
Канонизация текстов Нового завета началась во II веке и завершилась а TV-ом. При этом подчеркивалось, что речь идет "о Христе веры,а не об историческом Иисусе". Как христианство унаследовало из Ветхого завета идею единого Бога, так евангелисты (Матфей, Марк, Лука, Иоанн) использовали пророчества предшественников для доказательства того, что Иисус и есть предсказанный мессия,.
Читателя нашей книги в первую очередь интересуют тексты. И все же есть смысл сказать несколько слов об историчности Иисуса и хронологии Его жизни, ибо евангелие не есть точное жизнеописание. Иисус Христос - историческая, реально существовавшая личность, основатель христианства не только для евангелистов, но и для некоторых светских авторов, например), Иосифа Флавия, Тацита, Светония.
Флавий писал (возродив своими строками споры, длящиеся по сей день): "В то время жил Иисус, мудрый человек, если вообще его можно назвать человеком. Он совершал вещи необыкновенные и был учителем людей, которые с радостью воспринимали правду. За ним пошло много иудеев, равно как и язычников. Он и был Христом. А когда по доносам знаменитейших наших мужей Пилат приговорил его к распятию на кресте, его прежние приверженцы не отвернулись от него. Ибо на третий день он снова явился им живой, что предсказывали божьи пророки, так же как и многие другие поразительные вещи о нем".
Считается, что вне сомнений и историчность Иоанна Крестителя - все евангелия прежде рассказа о деяниях Иисуса Христа говорят о его предтече, которого народ поначалу и считал мессией и к которому сам Иисус пришел принимать крещение.
Все это необходимо иметь в виду, поскольку сказания Нового завета относятся к историческому, а не мифологическому времени. На основе канонического текста Библии и - отдельно Нового завета - было впоследствии создано немало адаптированных изданий, среди которых хорошо известны "Учение Христа, изложенное для детей" Л. Толстого, "Моя первая Священная история" П. Воздвиженского, пересказ Библии, сделанный С. Дестунис и т. д.
Одной из наиболее популярных и переиздаваемых в России была и остается книга "Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома", составленная протоиереем А. Соколовым.