Слово бог, по-египетски нетер, в древнем Египте имело совсем иное значение, чему нас или у греков и римлян. Нетер значило возвышенный, достопочтенный; небо, солнце, земля, Нил - были петеры, точно так же, - герои прошедших времен, основатели и строители государства; даже каждый царь был петер, если он в самом деле был тем, чем должен был быть, - защитником и попечителем страны; и ему воздвигались алтари, точно так как добрый сын молился, ежедневно перед идолом своего отца и приносил жертвы на маленьком алтаре.
Первоначально в Египте было четыре неразделимых бога:
1) Материя, вещество, из которого произошло все. Свет со всем, что в нем есть, произошел из этого вещества; но само первоначальное, вещество не могло произойти из чего-нибудь, оно песотвореипо. Это богиня Нет.
2) Дух, который действует и живет в материи. Это бог Неф. Неф и Нет неразрывно связаны между собою; материя совершенно немыслима без сил, которые действуют в ней; точно так же нет никакой силы без вещества, в котором она могла бы держаться. От бога Неф и из богини Нет произошло все, что тол.ъко существует.
3) Вещество занимает пространство, так как первоначальная, материя не создана в начале, а существует от века, то бесконечное пространство должно быть точно также несоздаппые, вечные. Это богиня Паиит. Она все обнимает, в ней все покоится, все восстает и исчезает.
4) Что ни есть, все существует в пространстве, и что бывает, бывает во времени. И время без начала и конца, не произошло, не сотворено. Неразделимое время, вечность, есть бог Себек. Дух и вещество, время и, пространство неотделимы одно от другого. Неф и Hem, Себек и Пашт-четыре первых величайших бога, через которых, из которых и в которых произошло все; но они не произошли; они несозданны, непреходящи, неразделимы, - они одно целое.
Но как нужно представлять себе это единение, этого не знает ни один человек, это никому непонятно, это амун, т. е. скрытое, таинственное (ом = не, нет; ун = открытый). Амун - непонятное единение четырех первых божеств, само есть высочайшее божество; Амун есть великое четвероединство, состоящее из Нефа и Неты, Себека и Пашты, Амун есть все во всем.
Часть бесформенной материи приняла форму и стала миром. Таким образом мир образовался в этом четвероединстве как часть ее, и именно в виде шара, но и после остается еще объятым Амуном.
Часть бога Неф, действующая в мире, внутри мира находящийся, творящий дух, называется бог Мент. Он создал прежде всего первоначальный огонь, первоначальную теплоту, бога Птаха. Без теплоты невозможна ни животная, ни растительная жизнь; без теплоты нет испарения, следовательно, нет разделения влажного от сухого; теплота была необходима для бытия всех вещей.
Далее, под влиянием Мента и при действии Птаха отделяется неустроенная, смешанная мировая масса, которая покоилась в виде шара в недрах Аму-на: самое тонкое поднялось к поверхности, стянулось там и образовало твердый свод, небо, - это богиня Пэ. Более грубое осело в центре, сгустилось там и сделалось землею, - это богиня Ануке.
У египтян не было бога небес, который управлял бы солнцем, луною и звездами, но само небо, синий свод, было божеством. У них не было бога земли, который растил бы растенья, питал бы животных, управлял бы жребием человека, но сама земля, на которой мы живем, была богиней.
Из той части первоначальной материи, которая носилась еще между небом и землею, Мент, творящий дух, и Птах, первобытный огонь, мало-помалу образовали два больших мировых тела - солнце, бога Ра, и луну, бога Эаг. Но Мента нельзя представлять при этом в виде личности; он только присущая веществу сила, как сила, которая действует в магните, притягивая железо. Птах не бог огня, но только сама всепроницающая теплота.
Когда произошли солнце и луна, могла пойти речь и о разделении времени; ибо с богом и через бога Ра произошли одновременно две богини: Caтe, день, светлая половина мира, и Гатгар, ночь, мрачная половина мира. (Последняя богиня называется не Га-фор, как часто писали и выговаривали, ибо ее имя представляет слово, сложенное из гат и гар). У египтян день и ночь не были от вечности, прежде даже чем произошло солнце, как это у нас в священной истории творения. У нас говорится: «И был вечер и было утро», но только на четвертый день создал Господь Бог солнце. Египтяне, напротив, говорили: «Прежде чем произошло солнце, дня и быть не могло». Итак, божества, рассмотренные нами до сих пор:
I. Амун, четыреединый, непостижимый, состоящий из:
1) бога Неф, - дух, первобытный дух;
2) богини Нет, - материя, вещество;
3) бога Себек, - нераздельное время, вечность;
4) богини Пашт, - бесконечное пространство.
II. Божества внутри мира:
1) бог Мент, - творящий дух;
2) бог Пташ, - первоначальный огонь, теплота;
3) богиня Пэ, - небесный свод;
4) богиня Ануке, - земля;
5) бог Ра, - солнце;
6) бог Эаг, - луна;
7) богиня Came, - светлая половина мира, день;
8) богиня, Гатгар, - мрачная половина мира, ночь.
Затем еще был бог-Яро, Нил, который почитался под различными именами, в зависимости от того, с какой точки зрения на него смотрели. Например, как источник всякой жизни его называли бог Аком, так как он своей илистой водою, которою покрывает землю и доставляет вещество для всего бывающего на ней, представляет образ богини Нет, то он называется богиней Нетпе и пр.
К богам Египта принадлежат и герои. Между тем как те боги не имели в себе ничего человеческого, эти только люди, люди в полном смысле слова. Между ними особенно блистала семья великого царя Осири. К ней принадлежат:
Осири, царь. Он основал государство и, между прочим, научил людей виноделию.
Супруга его Изи, царица. Она положила начало хлебопашеству.
Братья и сестры Осири называются:
Гаруери, т. е. Гар, старейший. Сет, который изобрел оружие, научил людей употреблению его и этим приобрел звание бога войны.
Небфи, покровительница семьи. Она научила людей строить дома и считалась богиней семейного счастья.
Дети Осири и Изи:
Гор, известный под именем Горус.
Анта, дочь, названная греками Бубастис, и тотчас почти по смерти Осири рожденный сын, которого, в отличие от его брата называли Гар-пе-кро-ти, то есть Гар - дитя (из Гарпекроти произоишо греческое имя Гарпокра-тес).
Божеские почести воздавались и другим героям; в их память строили храмы, воздвигали им алтари и приносили жертвы перед их статуями, т. е. молились им и возливали на их алтарь молоко, масло и вино. При больших празднествах им тоже воскуряли и пели.
Весьма естественно при этом, что различные боги почитались тем более, чем понятнее они были народу. Птах, первобытный огонь, теплота, чествовался гораздо чаще, чем Мент, творящий дух; ибо теплота, огонь, было нечто гораздо более наглядное, чем создающая сила, которая была видима толъко в своих действиях. И еще более храмов воздвигали богу Ра, солнцу, ибо видели как оно, ясное и светлое, стоить в небе, и его благотворное влияние было понятно для всякого; и самый необразованный изумлялся солнцу и чувствовал свое сердце проникнутым благодарностью к нему. Что без теплого, ясного солнечного сияния не растут растения, а без них невозможна и жизнь животных и человека, это было ясно каждому, и поэтому идолы бога Ра распространялись по всей стране.
Однако больше всего молились тем божествам, которые сами были людьми; ибо они, естественно стояли ближе всего к народу, они были поиятиы всякому. Об Осири и Изи говорили повсюду; что сделали они для страны, знал каждый и каждый мог оценить. Почти не было ни одного города, который не построил бы храма великому Осири, гораздо реже были храмы богу Эаг (луна) и еще реже богине Нет (первоначальная материя).