С.В.Максимовъ.
Нечистая, невъдомая и крестная сила.
1873 г.

" Стоят леса темные от земли и до неба ", - поют слепые старцы по ярмаркам, восхваляя подвиги могучих русских богатырей и борьбу их с природными препятствиями. И в самом деле: неодолимой плотной стеной кажутся синеющие вдали, роскошные хвойные леса, нет через них ни прохода, ни проезда. Только птицам под стать и под силу трущобы еловых и сосновых боров, эти темные " сюземы " или " раменья ", как зовут их на севере. А человеку, если и удается сюда войти, то и не удастся выйти. На этой глуши останавливаются и глохнут даже огненные моря лесных пожаров. Сюземы тем уже страшны, что здесь на каждом шагу, рядом с молодой жизнью свежих порослей, стоят тут же деревья приговоренные к смерти, и валяются уже окончательно сгнившие и покрытые, как гробовой доской, моховым покровом. И еще страшнее кажутся сюземы тем, что в них господствует вечный мрак и постоянная влажная прохлада среди жаркого лета, постепенная перемена цветов из серого в зеленый и обратная игра в мертвенные серые оттенки. Всякое движение здесь, кажется замерло; всякий крик, даже и не такой резкий, как дятла, и хрипящий, как у совы, пугает до дрожи и мурашек в теле. Колеблемые ветром древесные стволы трутся один о другой и скрипят с такой силой и постоянством, что вызывают у наблюдателя острую, ноющую боль под сердцем. Здесь чувство тягостного одиночества и непобедимого ужаса постигает всякого, какие бы усилия он над собой ни делал. Здесь всякий ужасается своего ничтожества и бессилия. Здесь родилась мрачная безнадежная вера дикарей и сложилась в форму шаманства со злыми, немилостивыми богами. В этих трущобах поселяется и издревле живет тот черт, с которым до сих пор еще не может разлучиться напуганное воображение русского православного люда: свищет и хохочет леший, получивший свое имя от этих дремучих лесов еще в то давнее время, когда из живой речи и в писаные грамоты, и во всякие древние акты перешли лесные озера и по лесам же текущие реки под названием " леших " ( в смысле лесных ). Среди деревьев с нависшими лишаями, украшающими их наподобие бород, в народных сказках и в культе первобытных племен, издревле помещены жилища богов и лесных духов. Этой чести удостоились, в особенности, ели, покрытые до самой вершины мхом, что придает им внушительный вид долговечности и обилия. В еловых лесах, предпочтительно перед сосновыми, селится и леший, или, как называют его также, лесовик, лешак. В этих лесах наиболее чувствуется живой трепет жизни, и леший является его олицетворенным представителем.