19 апреля 2009
МИФЫ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРАВДА КРЕСТНОГО ПУТИ СПАСИТЕЛЯ
Праздник Пасхи отмечают все православные в России. Специально к этому дню съемочная группа Первого канала отправилась в Израиль и поучаствовала в археологических раскопках на Святой земле.
Репортаж Евгения Баранова.
Теперь уже трудно точно определить момент, после которого исторический факт существования Иисуса Христа окончательно перестал подвергаться сомнению. Несмотря на то, что по сей день нет прямых вещественных доказательств Его существования, в том, что он был, не сомневается уже почти никто. Но самое интересное, что жизнь Иисуса является не только фактом, но и путеводной звездой для тех, кому именно вещественные доказательства, казалось бы, важнее всего. Для археологов.
Дан Бахат - израильский профессор археологии, автор, наверное, одного из лучших археологических атласов Иерусалима. Далекий от христианства ученый настаивает на том, что для него, как и для большинства его коллег, лучшим доказательством существования Христа является ни что иное, как Новый Завет.
Дан Бахат, профессор археологии: "Если все, что найдено здесь археологами, находится в таком точном соответствии с текстом Евангелия, если Иерусалим описан там так реально, то почему собственно главный герой должен быть вымышленным?!"
В тот самый момент, в пятницу, когда тысячи паломников крестным ходом по улице Виа Долороса двигались к храму Гроба Господня с севера, Саймон Гибсон, известный британский археолог, работающий в Израиле, подходил к стенам Старого города с Юга.
Саймон Гибсон, археолог: "Здесь были ворота, стены с двух сторон. На ступенях толпился народ. Вся эта территория - это двор перед римскими казармами. Никакого помоста для Пилата сейчас не осталось - осталась лишь его основа - вот та скала. А что мы имеем здесь? Эти ступени, ведущие в казармы. Христа привели по ступеням сюда. Здесь начался суд. Пилат сидел там. А народ подходил снизу. Приговор вынесен, толпу оттирают. И вот отсюда начинается настоящая Виа Долороса. Крестный путь начинается здесь".
Саймон совершенно уверен, что ему удалось установить точное место суда над Христом. И оно не на севере Старого города у Львиных ворот, а на юго-западе у Яффских. Тот факт, что паломники столетиями идут по пути, придуманном францисканцами в средние века, сам по себе не новость. Ученные давно предполагали, что Претория - резиденция Понтия Пилата располагалась, где-то в нынешнем армянском квартале Старого города, там, где сегодня расположено управление полиции, сады армянской патриархии и ее парковка. Гибсон же с точностью до метра определяет место, на котором Спаситель сделал первый шаг в Вечность.
Саймон Гибсон, археолог: "Главная новость в том, что отныне мы представляем себе, как выглядела Претория. Я пришел к выводу, что она состояла из нескольких частей. Службы, покои Понтия Пилата, помещения для охраны, казармы легионеров и сады со множеством деревьев и фонтанами. Там я раскопал остатки ворот и двора, выходящего к казармам. В Евангелии описаны толпы людей, пришедших посмотреть на суд. Разве в саду с фонтанами или перед покоями Пилата могла собраться толпа? Нет - единственное место - перед казармами".
Системные научные раскопки ведутся на Святой земле с XIX века. В те времена считалось, что археолог здесь должен работать, держа в одной руке кирку, а в другой Библию. Люди, буквально прикасаясь к Святой земле, видели смысл раскопок в возможности проиллюстрировать Писание. И, тем не менее, за прошедшие столетия ни одного непосредственного доказательства.
Яна Чехановец, археолог: "Ну, какие могут быть доказательства - люди были бедными, дворцов не строили, из именной посуды не ели. Христос вообще вознесся на небеса! Какие могут быть доказательства?"
Яна Чехановец сейчас копает город Давида сразу за крепостной стеной Старого Иерусалима. На огромной глубине, уже раскопанной породы, среди пластов разных эпох есть и тот, что относится ко временам жизни Спасителя. Убежденная в том, что предметные доказательства жизни Иисуса найти вряд ли удастся, Яна настаивает на том, что куда важнее доказательства косвенные. Вот, например, история этого места, неподалеку от раскопок. В Писании сказано, что земли эти были куплены на 30 серебряников раскаявшегося Иуды. Первосвященники отказались взять назад кровавые деньги, Иуда удавился. На 30 серебряников было решено приобрести бросовые земли за городской стеной для захоронения здесь чужаков, приехавших в Иерусалим и умерших на чужбине.
Сегодня Саймон Гибсон водит своих друзей на пикник к тому месту, раскопки, которого несколько лет назад принесли ему мировую известность. Пещера Иоанна Крестителя, раскопанная им, так и не признана археологическим сообществом. Слишком многим кажутся неубедительными собранные им доказательства. Что ж говорить о возможности найти реальные следы Иисуса, если изображения человека, его крестившего, найденные на стене пещеры неподалеку от места, где этот человек родился и вырос, считаются недостаточными для того, чтобы связать это место с его именем.
Саймон Гибсон, археолог: "Я ученый, я археолог. Я интересуюсь только тем, что можно потрогать, тем, что мы достаем из земли. Здесь, в этой пещере мы работали 6 лет, прежде чем позволили себе объявить миру о своих открытиях. Что же касается истории с судом над Христом, о которой я считаю возможным говорить сегодня - это результат работы, которая началась еще в 1975 году. И я говорю об этом, только потому, что совершенно в этом уверен".
Вероятно, нет ничего удивительного в том, что каждый раз новая сенсация из жизни Иисуса Христа становится достоянием общественности как раз накануне празднования Светлого Христова Воскресения. Что называется, дорого яичко ко Христову дню. История Крестного Пути, рассказанная Гибсоном, - скорее, исключение из правил. Даже если она окажется ошибочной, то результатом этой ошибки станут лишь новые знания. Обычно же происходит наоборот. Тот факт, что жизнь Христа больше не требует доказательств, будоражит воображение тех, кто хочет доказать то, что он умер.
В последний раз такую попытку предпринял телеканал "Дискавери" накануне Пасхи в 2007 году. Авторы фильма "Потерянная могила Иисуса" утверждали, что найденные в 80-м году захоронения с надписями, где упоминается Иисус, безусловно, принадлежали Христу и его близким.
Дан Бахат, профессор археологии: "Примеры такого рода сенсаций - не новость. Скажем, впервые могила Иисуса была найдена в Иерусалиме еще в 44-м году прошлого века. Было найдено захоронение с надписью, которая гласила, что здесь похоронен некий Иисус. И это немедленно стало большой сенсацией. Но в те неспокойные времена, когда народ здесь страдал под римской пятой и только и ждал небесного избавления, имя Иешуа, что значит "спасение", было в этих местах, наверное, самым распространенным".
В 70-е годы в каменоломнях под армянской частью храма Гроба Господня среди громадных плит, бывших когда-то основаниями для языческого святилища, археологи обнаружили рисунок. Маленькое, потрепанное штормами римское торговое суденышко и подпись на латыни: "Домине Ивимус", что означает "Господи, мы дошли"!!! Рисунок датирован началом IV века и сделан людьми, для которых главным доказательством того, что Бог существует, было то, что они здесь.